суббота, 22 августа 2015 г.

Письма к сыну.

 На множестве интернет-ресурсов можно встретить следующий текст. Я не привожу ссылок и не указываю первоисточник, так как не смогла найти автора этих строк. 
«Раз в год пишите письмо своему ребенку! Письмо, которое он прочитает, когда станет взрослым. Расскажите ему забавные истории о том, что случилось с ним за этот год, о трудностях и радостях, о том, что было важного в вашей и его жизни, о ваших мыслях о будущем и так далее. Дополните письмо фотографиями, открытками, записочками и другими памятными вещами, которые иначе со временем исчезнут. И конечно, не забудьте, рассказать, как сильно вы его любите. Сложите в папку и забудьте на много лет. И так каждый год. В день совершеннолетия подарите ребенку эту папку. Она станет для него бесценным хранилищем родительской любви и памяти о детстве. И в радостные, и в тяжелые минуты она будет для него напоминанием, что ваша любовь оберегает его всегда.»
      
      Мне очень нравится такая идея писем «архивов детства». Сейчас для подобного рода посланий – есть огромные возможности: фотокниги, видеозаписи и прочее. Я, например, с удовольствием разглядывала в детстве (да сейчас разглядываю) бирочки из роддома и состриженные волосики – которые сохранила моя мама. Слушала магнитофонную запись того, как я рассказывала стихи в два годика. С интересов разглядывала зарубки на дверном косяке. Дети очень любят слушать о том, как они были маленькими и разглядывать все эти вещи. Это дает им уверенность в любви своих родителей – его любили, ему были рады (поэтому сохранили атрибуты его появления на свет), были рады его успехам (поэтому сохранили первые ботиночки и первые рисунки). Поэтому я думаю, что ждать до совершеннолетия не стоит. Можно начинать уже сейчас, когда вашему ребенку 5, 7, 10 лет. Не нужно ждать, чтобы рассказать о своей любви.
         Родители писали письма своим детям и сотни лет назад и сейчас. Я заинтересовалась этим вопросом и поискала в интернете письма родителей.Эти письма очень разные. В одних я вижу упрек «как много часов я потратила, качая твою колыбель», «отдала тебе всю себя» или желание перед старостью получить прощение за то, что недолюбила, недодала и т.п. Честно, но я не вижу смысла в этих письмах, зачем нужны они взрослым детям? …упущенные возможности… Я убеждена, что такие письма родители пишут  больше для самих себя, чем для своих детей. Эти письма – рефлексия своего родительства, попытка справиться со своей виной или своей всепоглощающей любовью. Иногда такие письма носят воспитательный характер, в них родитель пытается изложить на бумаге свои взгляды о том, каким ребенку следует быть.
         Совсем недавно я прочла «Письма к сыну» Ф. Честерфилда (середина 18 века). Вот уж кто всех переплюнул. Я пока читала – у меня по спине периодически бегали мурашки, я удивленно округляла глаза и повторяла шепотом «нет, нет, так нельзя». Дорогие коллеги – психологи эти письма стоит прочесть. Я, например, несмотря на легкий шок от прочитанного – благодарна автору за то, что так искренне и без прикрас изложил на бумаге все то, на чем некоторые психотерапевты тщетно бьются часами, пытаясь выяснить (точнее прояснить для родителя) почему его ребенок невротик.
     Лорд Честерфилд - видный государственный деятель, дипломат и оратор. Он написал около 300 писем своему незаконному сыну, которого он содержал, «продвигал» в светское общество и старался всячески образовывать и воспитывать. Я подозреваю, что лорд был махровым перфекционистом.  В любом деле он стремился только к наилучшему результату. Очередным таким делом было для него и воспитание сына.
   «Письма» хвалят, их называют одним из лучших педагогических сочинений. Там действительно написано очень много важных и нужных вещей о нравственных ценностях, о человеческой психологии, о дружбе, об этикете о важности самовоспитания, тренировки ума и тела.  И все бы хорошо если бы красной нитью через всю книгу не проходит установка « Я буду тебя любить, только если ты…»
Приведу несколько отрывков:

"Так как я вполне уверен, что ты запомнишь все, что я говорю, и последуешь моему совету в жизни, я надеюсь, что, когда тебе исполнится девять лет, ты не только будешь лучшим учеником, но и самым воспитанным мальчиком среди своих сверстников в Англии"
  
Бат, 28 июня 1742 г. (сыну 10 лет)
 Обещания твои очень меня радуют, а исполнение их, которого я от тебя жду, порадует меня еще больше. Ты, несомненно, знаешь, что нарушить свое слово – безрассудство, бесчестие, преступление. Это безрассудство, потому что тебе никто потом не поверит, и это бесчестие, а равно и преступление, потому что правдивость – первое требование религии и нравственности, и никто не подумает, что не выполняющий его человек вообще может обладать какими-либо другими хорошими качествами; поэтому он навлечет на себя ненависть, и от него отвернутся люди и Бог. Словом, я надеюсь, что во имя правды и чести ты будешь делать то, к чему, независимо от данного мне обещания, должны побуждать тебя гордость и твои собственные интересы, а именно – стремиться превзойти остальных во всем, за что бы ты ни взялся. Когда мне было столько лет, сколько тебе сейчас, я считал для себя позором, если другой мальчик выучил лучше меня урок или лучше меня умел играть в какую-нибудь игру. И я не знал ни минуты покоя, пока мне не удавалось превзойти моего соперника
Каким же путем достигается совершенство, которого ты обещаешь добиться? Во-первых, надо исполнять свой долг перед Богом и перед людьми – без этого все, что бы ты ни делал, теряет свое значение; во-вторых, приобрести большие знания, без чего к тебе будут относиться с большим презрением, даже если ты будешь очень порядочным человеком; и наконец, быть отлично воспитанным, без чего при всей своей порядочности и учености ты будешь человеком не только очень неприятным, но просто невыносимым.
   Помни об этих трех задачах; преисполнись решимости добиться превосходства и в том, и в другом, и в третьем. В этом заключается все, что необходимо тебе и полезно и при жизни и после смерти, и по мере того как ты будешь совершенствоваться в этом, будет расти моя любовь и нежность к тебе.

Бат, 4 октября ст. ст. 1746 г. – 14 лет
   Милый мой мальчик!
   Хоть я и трачу много времени на писание тебе писем, должен признаться, меня часто одолевают сомнения, нужно ли все это. Я знаю, как обычно неприятны бывают советы, знаю, что те, кому они нужнее всего, менее всего любят их и менее всего им следуют, знаю я также и то, что, в частности, родительские советы всегда рассматриваются как старческое брюзжание, как желание непременно проявить свою власть или просто как свойственная этому возрасту болтливость. Но, с другой стороны, я смею думать, что собственный твой разум, хоть ты еще слишком молод для того, чтобы он мог чем-то выказать себя самостоятельно, достаточно силен, чтобы дать тебе возможность судить о вещах очевидных и принимать их. Та к вот, смею думать, что, как ты ни молод, собственный твой разум подскажет тебе, что советы, которые я тебе даю, имеют в виду твои, и только твои, интересы, а следовательно, тебе по меньшей мере надлежит хорошо взвесить их и поразмыслить над ними; если ты это сделаешь, то, надеюсь, иные из них возымеют свое действие. Не думай, что я собираюсь что-то диктовать тебе по праву отца, я хочу только дать тебе совет, как дал бы друг, и притом друг снисходительный. Не бойся, что я буду препятствовать твоим развлечениям, – напротив, мне хотелось бы быть в этой области советчиком твоим, а отнюдь не цензором. Пусть же мой жизненный опыт восполнит недостаток твоего и очистит дорогу твоей юности от тех шипов и терний, которые ранили и уродовали меня в мои молодые годы. Поэтому ни одним словом я не хочу намекать на то, что ты целиком и полностью зависишь от меня, что каждый твой шиллинг ты получил от меня, а ни от кого другого и что иначе и быть не могло, а так как никакой женской мягкости по отношению к твоей персоне у меня нет, единственное, что может склонить меня на доброту, – это твои заслуги.
   Повторяю, я отнюдь не хочу напоминать тебе об этом, ибо убежден, что ты будешь поступать как надлежит, движимый более благородными и великодушными побуждениями, т. е. во имя самой правоты и из чувства любви и благодарности ко мне.
…{}может ли быть большее удовольствие, чем иметь возможность всегда и во всем превзойти своих сверстников и товарищей? И равным образом, возможно ли придумать что-либо более унизительное, чем чувствовать себя превзойденным ими? В этом последнем случае ты должен испытывать больше сожаления и стыда, ибо всем известно, какое исключительное внимание было уделено твоему образованию и насколько у тебя было больше возможностей все узнать, чем у твоих сверстников.

Лондон, 30 июля ст. ст. 1747 г.…к дню Михаила Архангела тебе надо быть в Лейпциге, где ты будешь жить в доме профессора Мэско и находиться на пансионе в одном из ближайших домов вместе с еще несколькими молодыми людьми твоего круга. Профессор прочтет тебе лекции….., и я надеюсь, что ты не только прослушаешь их, но внимательно вникнешь в суть дела и все запомнишь. Я полагаю также, что ты в совершенстве овладеешь немецким языком, что, если только ты захочешь, ты сможешь сделать за очень короткое время. Должен тебя предупредить, что в Лейпциге у меня будет добрая сотня шпионов, которые будут невидимо за тобою следить и доставят мне точные сведения обо всем, что ты будешь делать, и почти обо всем, что ты будешь говорить.

{}Помнишь ли ты, что надо полоскать рот – по утрам и каждый раз после еды? Это совершенно необходимо, для того чтобы надолго сохранить зубы и тем самым избавить себя от многих мучений. Мои зубы доставили мне немало страданий, и сейчас вот они выпадают только потому, что, когда я был в твоем возрасте, я недостаточно им уделял внимания. Хорошо ли ты одеваешься и не слишком ли хорошо? Достаточно ли следишь за тем, какой у тебя вид и манеры, когда появляешься где-нибудь, и не держишь ли ты себя при этом слишком развязно или слишком натянуто?

"Помни, что, когда летом мы увидимся с тобой, я очень пристально тебя рассмотрю и никогда не забуду и не прощу тебе недостатков, от которых в твоей власти было уберечься или избавиться."


   Сын Честерфилда не оправдал надежд его отца. Не достиг высоких постов, не попал в исторические справочники. Красноречивее всего об их отношениях говорит тот факт, что вплоть до смерти сына (он умер в 36 лет)  отец  не знал о том, что тот был женат и имеет двоих детей. Отец просил сына быть откровенным, делится своими мыслями и переживаниями, но ответные письма сына были лаконичны,… только по делу. Я читая письма думала о том, что переживал этот мальчик. Слушался ли он беспрекословно отца, выполнял ли все наставления из-за страха быть «несоответствующим отцовским идеалам» или боялся остаться без финансовой поддержки. А может он не придавал им большого значения и просто складывал в коробочку. Мальчику повезло, что отец воспитывал его на расстоянии и встречался с ним крайне редко. Чтобы было с несчастным ребенком, если бы он жил с лордом под одной крышей?

Вот на такие размышления натолкнула меня книга «Письма сыну» Честерфилда. А что вы думаете по этому поводу? А вы пишите письма своим детям?
На эту тему так же можно прочесть:
Письмо Чарли Чаплина одной из своих дочерей. http://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/pismo-charli-chaplina-docheri-469055/
Евгений Леонов «Письма сыну» - очень открытые, честные и трогательные
Сухомлинский «Письма сыну» (насколько я поняла, это художественное произведение, написанное в жанре писем.)
Леви «Нестандартный ребенок» ( отрывки из писем Честерфилда с комментариями Владимира Леви)

4 комментария:

  1. Антонина, здравствуй! (Можно на "ты"?).
    Спасибо за порцию раздумий, за новую пищу для ума, за новое для меня направление раздумий.
    Я не пишу писем детям своим, может и нужно.... Вот теперь задумалась - ведь это так интересно. Возможно и не для них, но для себя - будет что в старости вспомнить еще раз пережить...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Алена, конечно, давай на "Ты". Я письма тоже не пишу, пыталась писать, но поняла, что получается не совсем то, что нужно (письма эти были скорее для меня, чем для детей). Зато я делаю фотокниги, в них помещаю не только фотографии, но и рисунки и заметки о интересных случаях и событиях в жизни детей. Еще я храню бирочки, волосики и маленькие носочки).

      Удалить
  2. Спасибо... у меня как раз сын учится в выпускном классе и через каких-то 9 месяцев уедет в другой город учиться....как же быстро они взрослеют...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, дети растут очень быстро. И как бы не хотелось их от себя отпускать - это нужно сделать. Детство проходит очень быстро и в наших родительских руках сделать его радостным, ярким и счастливым. Чтобы твой ребенок получил " заряд" любви, принятия и доброты на всю дальнейшую жизнь.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...